Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963
года право производства предварительного следствия было передано
Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованному в
МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной
деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.
Комплектование следственного аппарата в МВД шло на базе дознания, а
затем — органов прокуратуры. Это позволило в сравнительно короткий срок
создать в системе МВД следственный аппарат, способный квалифицированно,
на высоком профессиональном уровне расследовать преступления. Работники
прокуратуры помогли заложить прочный фундамент в становлении
профессионального ядра органов предварительного следствия МВД и оставили
о себе добрую память.
Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской
Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено
практическими потребностями борьбы с преступностью. Практика показала,
что такое решение оказалось вполне оправданным. За 40 лет органы
предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились
наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.
История становления органов предварительного следствия началась гораздо
раньше: согласно Уставу уголовного судопроизводства, принятому в 1864
году, была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя,
которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных
законах Российского государства.
В своем развитии органы предварительного расследования претерпели ряд
серьезных преобразований.
Первая реформа состоялась уже в 1922 году, когда в соответствии с
принятым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР весь следственный
аппарат был сосредоточен в системе органов юстиции, а в уголовном
розыске упразднялся. Одновременно расширялась компетенция органов
дознания. Если на следователей возлагалось производство предварительного
расследования по 60 составам, то на органы дознания - по 89.
Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября 1928
года следственный аппарат переподчиняется и переходит в ведение
прокуратуры. А уже 20 октября 1929 года было принято решение,
предоставляющее прокурорам право поручать милиции расследование любого
преступления. На практике это привело к тому, что в течение последующих
30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия,
тем не менее, расследовала в полном объеме уголовные дела всех
категорий. Для обеспечения этой деятельности в 40-е годы в органах
внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои
следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного
управления милиции МВД СССР.
Принятые в 1958 году Основы уголовного судопроизводства наделили правом
производства предварительного следствия только следователей прокуратуры и
госбезопасности. В связи с этим следственный аппарат милиции был вновь
ликвидирован.
Вместе с тем, из-за большой нагрузки следователи прокуратуры оказались
не в состоянии обеспечить расследование всего массива уголовных дел.
Органы дознания по существу продолжали выполнять функции
предварительного следствия и передавали возбужденные дела для окончания
расследования в прокуратуру лишь тогда, когда значительный объем работы
по ним был выполнен.
В своей уже официальной биографии следственный аппарат МВД также имеет
несколько этапов развития.
1963—1965 годы — период не только становления органов предварительного
следствия, но и отнесения к его подследственности наиболее сложных и
трудоемких дел о хозяйственных преступлениях, в том числе о хищениях в
особо крупных размерах. Начав с 2%, в дальнейшем следователи МВД стали
расследовать более 90% дел этой категории.
1965—1978 годы — расширение учебной базы по подготовке следователей,
предоставление начальникам следственных отделов процессуальных
полномочий по контролю за расследованием преступлений, создание тройной
системы контроля за действиями и решениями следователя (ведомственный
процессуальный контроль, прокурорский надзор и судебный контроль).
1978—1986 годы — дальнейшее расширение подследственности следователей
МВД, отнесение к их компетенции уголовных дел о преступлениях.
1987—1988 годы — проведение эксперимента по выделению следствия в
самостоятельную структуру, прекращенного из-за ухудшения взаимодействия
служб по раскрытию преступлений.
Сегодня следственный аппарат МВД — крупнейшая структура органов
предварительного следствия, расследующая 93% преступлений.